Все родители мечтают о том, чтобы их малыш был самым здоровым, энергичным,

жизнерадостным, красивым и, конечно же, умным.



группа мантессори

И если раньше они просто надеялись на то, что так оно и будет и произойдет как бы невзначай, само собой, то теперь готовы прилагать и прилагают все усилия для максимального развития имеющегося у ребенка немалого потенциала возможностей. Следует отметить, что большинство родителей при общении с ребенком используют те модели воспитания, которые применяли по отношению к ним в свое время их мамы и папы, т. е. апробированные на самих себе. И хотя до сих пор достаточно тяжело и даже с внутренним содроганием вспоминают травмирующий опыт родительских наказаний, во всем объеме испытанный на себе, так же продолжают проповедовать насильственные методы воспитания, поскольку просто не знают, как по-другому можно строить отношения с ребенком. Более того, очень часто негативный опыт, полученный в детстве, усиливается, и их дети получают уже двойную порцию наказаний – от мамы и папы, а также от бабушки и дедушки.

Но если раньше они могли воспользоваться только опытом старшего поколения, то сегодня существует множество абсолютно доступных и исключительно эффективных методик раннего развития детей. Одной из таких методик является успешно применяемая долгие годы во многих странах, в том числе и в нашей стране, система воспитания маленьких детей итальянского педагога Марии Монтессори.

Мария Монтессори, опираясь на опыт своей работы, выделила две основные составляющие быстрого обучения и развития ребенка. Это интерес самого ребенка к окружающему миру и индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе его обучения. Если в современной системе школьного обучения до сих пор не учитываются потребности самого ребенка, а обучение происходит исходя из позиции взрослого учителя: «Я лучше знаю, чему и как тебя учить», не оставляя за ребенком права выбора, то в системе Монтессори все совершенно наоборот. Взрослый выступает как чуткий и тонкий исследователь потребностей ребенка, который сам, своими действиями, своим поведением подсказывает, к чему в данный момент он испытывает наибольший интерес и что ему сейчас нужно для удовлетворения своей возникшей потребности. При этом у ребенка появляется такая необходимая для его полноценного развития как личности свобода выбора, при которой он самостоятельно встает в позицию поисковой активности, делает то, что ему необходимо в данный момент, и находит свое собственное решение той или иной задачи.

При этом перестает быть актуальной применяемая в семьях и школах система поощрения/наказания, а в некоторых случаях – только наказания. Ведь, наказывая ребенка за то, что он делает не то, что хочет от него взрослый, родители, воспитатели и учителя убивают у него внутреннюю потребность в изучении окружающего мира, и вся энергия малыша направляется на то, чтобы не удовлетворить свой интерес, а избежать наказания, понравиться маме, папе, взрослому человеку вообще. Индивидуальный подход в методике Монтессори выражается в том, что именно сам ребенок, пусть и интуитивно, не всегда осознавая то, что он делает, сам выбирает дидактический материал, продолжительность занятий и развивается в собственном ритме. Для того чтобы дети, приходя в группу развития, с легкостью сосредотачивались на интересном для них занятии, задача взрослого – создать благоприятные для этого условия. Одно из условий – подготовка привлекательной и комфортной для занятий обстановки с разнообразием доступных для ребенка предметов, с которыми он может спокойно ознакомиться. Второе условие – создание, с одной стороны, атмосферы безусловной любви и принятия, когда ребенок чувствует себя в безопасности, чтобы он ни сделал, а с другой, гарантии соблюдения определенных правил, при которых не происходит нарушение прав других малышей и взрослых. Это очень важно, даже принципиально. Ведь как группа детей, так и семья – это модель, отражающая общество в целом. Учась соблюдать определенные правила в маленькой группе, ребенок переносит их и в другие социальные ситуации. Например, здесь он может приобрести навыки складывать после игры свои игрушки в то место, откуда их взял, не отбирать игрушку у другого и т. п. Взрослея, малыш, принимая эти игровые правила как свои собственные, переносит их уже и во взрослую жизнь. Другими словами, ребенок развивает не только свои психические способности, но и начинает адаптироваться в социальной группе, где учится уважать другого человека и не нарушать его права и границы. При этом деятельность ребенка становится конструктивной, а энергия направлена в созидательное русло.


С помощью системы Монтессори в ходе игры и специальных игровых упражнений ребенок развивает в себе следующие психические процессы:



Методика обучения Монтессори реализуется через два основных ее принципа: игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Материалы для игры и упражнений Монтессори позволяют ребенку самому увидеть, что он сделал не так, и исправить свои ошибки. Развивающие группы для детей делятся по возрасту с учетом их индивидуальных возможностей. Учитывается степень психомоторного и речевого развития детей, тип нервной деятельности, их личностные особенности. Так, комплексные развивающие занятия с детьми от 7-ми месяцев до трех лет с использованием методов педагогики Монтессори предлагает детский сад «Остров сокровищ».


С детьми от 7-ми месяцев до 3-х лет по системе Монтессори работает развивающая группа «Карапуз».


Каждое занятие имеет определенную структуру: лексическую тему, подготовительную, основную и завершающую части, каждая из которых длится определенное количество времени. Это помогает ребенку вырабатывать чувство времени, при этом он знает, что за чем будет следовать, и лучше начинает ориентироваться в ситуации. Повторяемость определенных событий на занятии развивает умение прогнозировать, поддерживает чувство уверенности и безопасности. Интересно, что на занятиях, проводимых по системе Монтессори, присутствуют родители, и их задачей, прежде всего, является наблюдение за тем, как общаются с их ребенком опытные специалисты и к каким успехам приводит именно такой стиль взаимодействия. Это помогает родителям определить для себя, какие, возможно, ошибки в общении с ребенком они допускают, помня, что их главная задача в воспитании – помогать малышу, а не мешать ему своими указаниями и наставлениями. Очевидно, что отслеживая, как работает с ребенком профессионал, они впитывают этот эффективный стиль работы и начинают постепенно использовать его при воспитании ребенка. Кроме того, присутствие родителей создает дополнительные условия для безопасности малыша, т. к. он знает, что мама недалеко и сможет прийти на помощь, если у него возникнет в этом потребность.